Программа инновации
Тема: «Современные технологии логопедического сопровождения обучающихся младших классов общеобразовательных школ с недостатками речи»
1) Обоснование актуальности экспериментальной работы
Процессы модернизации образования в России ориентированы на ценностную результирующую педагогического процесса, его гуманизацию и индивидуализацию в подходах к решению проблем каждого ребенка.
Согласно последним исследованиям в области обучения русскому языку (академик РАО Т.Г. Рамзаева) языковое образование и речевое развитие обучающихся является одной из центральных проблем современной школы, в частности на начальном этапе обучения. Современная дидактика конкретизирует понятие «развивающее обучение родному языку» как формирование коммуникативно-речевых и коммуникативно - деятельностных умений и навыков обучающихся, обеспечивающих освоение детьми не только учебных знаний, умений и навыков в области теории и практики русского языка, но и общеучебных, а также как одно из условий их социальной адаптации и культурологической включённости в современное общество.
В то же время методисты, педагоги, руководители общеобразовательных учреждений с тревогой отмечают резкое снижение успеваемости обучающихся по русскому языку. Это обусловлено рядом факторов. Прежде всего - публичным искажением русского языка в средствах массовой информации, особенно на телевидении. Кроме того, изменился психический, соматический и речевой статус детей, поступающих в школу, увеличился поток школьников с нерезко выраженными недостатками слуха, зрения, недостаточным уровнем развития познавательной деятельности, высших психических функций. У них отмечаются недостатки речевого развития первичного или вторичного генеза, что, в свою очередь, обусловливает трудности в освоении программы школы I и II ступени.
В этой связи меняется и место учителя - логопеда в общеобразовательных учреждениях. Специалист всё чаще выступает в роли эксперта причин неуспеваемости, прежде всего по русскому языку, а также и по другим предметам.
Усложнение структуры дефекта развития детей побуждает педагогов и специалистов к созданию новых моделей, к поиску инновационных форм и технологий специализированной помощи детям с нарушениями развития в ходе их обучения.
2) Идея и замысел эксперимента
В процессе повышения качества образования и воспитания важную роль играет педагогическое изучение школьников в период обучения в начальной школе. От его результатов напрямую зависит своевременное выявление причин отставания в учебе отдельных учеников и выбор наиболее эффективных путей устранения этих отставаний. Одной из распространенных причин неуспеваемости учащихся начальных классов общеобразовательных учреждений являются разнообразные нарушения устной и письменной речи, которые нередко затрудняют овладение правильным чтением и грамотным письмом.
Нередки случаи, когда по причине недостатков речи ребёнок практически не усваивает программу начальной школы, а в наиболее тяжёлых случаях даже встаёт вопрос о невозможности его обучения в массовой школе. Своевременное выявление обучающихся с речевой патологией, правильная классификации имеющихся недостатков речи и организация адекватного дефекту коррекционного обучения позволяют не только предупредить появления у этих детей дисграфии и дислексии, вторичных по отношению к устной речи, но и не допустить отставания в усвоении программного материала. Чем раньше и качественнее начинается коррекция недостатков устной и письменной речи у младших школьников, тем выше результативность устранения собственно речевых недостатков, не осложнённых вторичными последствиями, а также и сопутствующей им педагогической запущенности.
Существенным способом устранения причин, влияющих на преодоление трудностей при обучении русскому языку и чтению, может стать разработка чёткой эффективной модели логопедического сопровождения по следующим направлениям:
1. Диагностико-аналитическое
2. Коррекционно-развивающее
3. Консультативное
4. Профилактическое
- Диагностико - аналитическое направление обеспечивает своевременное выявление детей с недостатками устной и письменной речи, проведение их комплексного обследования и подготовку рекомендаций по оказанию им психолого-медико-педагогической помощи в условиях образовательного учреждения. В данном направлении будет разрабатываться программа изучения ребенка различными специалистами. Педагоги ПМСС - центра и учителя - логопеды займутся установлением степени сформированности основных предпосылок к обучению по программе общеобразовательной школы у детей с речевой аномалией; выявлением трудностей, которые испытывают они в обучении, и определением условий, при которых эти трудности могут быть преодолены. По данному направлению будут вести работу две творческие группы: специалисты ПМСС - центра и учителя - логопеды Советского района.
- Коррекционно-развивающая работа обеспечивает построение оптимального варианта коррекционного обучения детей с патологией речи. Три творческие группы учителей - логопедов будут работать над проблемами:
*«Новые области использования информационных и коммуникационных технологий и эффективность их применения в работе учителей- логопедов общеобразовательных учреждений»
( творческая группа «ЛогопединформОрёл»);
*«Развитие графомоторных навыков письма у младших школьников»
(учителя - логопеды Заводского района);
*«Логопедическая работа по коррекции дизорфографии»
(учителя - логопеды Северного района).
- Консультативное и профилактическое направление
обеспечивает непрерывность специального сопровождения детей с недостатками речи, их родителей по вопросам реализации дифференцированных условий обучения, воспитания, коррекции, развития и социализации обучающихся, организацию разъяснительной работы учителя - логопеда по вопросам, связанным с особенностями образовательного процесса для данной категории детей, со всеми участниками образовательного процесса - обучающимися их
родителями (законными представителями), педагогическими работниками. По данному направлению будут вести работу учителя - логопеды Железнодорожного района.
3) Объект эксперимента:
учебная деятельность обучающихся младших классов, имеющих
трудности при обучении русскому языку и чтению.
4) Предмет эксперимента:
современные технологии логопедического сопровождения обучающихся младших классов общеобразовательных школ с недостатками речи.
5) Педагогическая цель эксперимента:
выявление причин, приводящих к возникновению трудностей при
обучении младших школьников русскому языку и чтению, и оказание им эффективной коррекционно-логопедической помощи.
6) Цель эксперимента:
разработать современные технологии логопедического сопровождения обучающихся младших классов общеобразовательных школ с недостатками речи.
7) Задачи:
- провести теоретический анализ проблемы логопедического сопровождения обучающихся младших классов общеобразовательных школ с недостатками речи;
- разработать и апробировать технологии логопедического сопровождения обучающихся младших классов общеобразовательных школ с недостатками речи;
- выявить и оценить эффективность использования имеющихся технологий логопедического сопровождения обучающихся младших классов общеобразовательных школ с недостатками речи;
8) Гипотеза:
Гипотеза заключается в том, что разработка современных технологий логопедического сопровождения обучающихся младших классов общеобразовательных школ с недостатками речи будет способствовать повышению уровня успеваемости и развитию языковых компетенций школьников.
9) Сроки эксперимента: октябрь 2012 года - май 2017 года.
10) Этапы эксперимента:
Первый этап (октябрь 2012 года - май 2013 года)
Научно - проектировочный
Выявление потребностей в разработке данной проблемы
изучение и анализ философской, социологической, педагогической, психологической литературы по проблеме исследования, осмысление теоретических и методологических положений, определение научного аппарата исследования.
Второй этап (сентябрь 2013 года - май 2014 года)
Организационно - проектировочный
Выработка концептуальных, научно - методических основ организационно - управленческих подходов к решению проблемы. Установление информационных источников, обеспечивающих методическое сопровождение эксперимента. Накопление практического педагогического опыта в сопровождении младших классов общеобразовательных школ с недостатками речи.
Третий этап (сентябрь 2014 года - май 2016 года)
Практический
Выявление и оценка эффективности применяемых технологий сопровождения обучающихся младших классов общеобразовательных школ с недостатками речи. Разработка содержания и структуры модели сопровождения обучающихся рассматриваемой категории. Проведение опытно - экспериментальной работы по моделированию сопровождения детей с различными нарушениями речи в процессе обучения в школе. Внедрение технологий сопровождения учащихся с недостатками речи. Анализ диагностики формирования языковых компетенций детей.
Четвёртый этап (сентябрь 2016 года - май 2017 года)
Обработка и осмысление полученных в ходе эксперимента данных. Систематизация и обобщение результатов исследования. Формирование основных выводов. Составление современных технологий логопедического сопровождения. Представление опыта, полученного в ходе эксперимента на различных уровнях.
11) Состав участников эксперимента:
Руководитель эксперимента: Пугачёва В.Н. - заместитель
директора по НМР ПМСС - центра.
Научный консультант: Чаркина Н.В. - кандидат педагогических наук, старший преподаватель кафедры технологии психолого-педагогического и специального образования факультета педагогики и психологии ОГУ.
Руководители творческих групп:
- Дрёмова Е.А. - председатель муниципальной ПМПК, педагог - психолог ПМСС - центра;
- Абрамова В.Н. - учитель - логопед МБОУ - СОШ № 12;
- Васильева Е.А. - учитель - логопед МБОУ - СОШ № 13;
- Войциховская Н.А. - учитель - логопед МБОУ - СОШ № 35;
- Костырина Т.Г. - учитель - логопед МБОУ - лицея № 21;
- Татарченко Н.О. - учитель - логопед МБОУ - СОШ № 50.
Творческая группа учителей - логопедов школ Заводского района:
Сакара Ю.В. (ОУ № 2), Толмачёва Е.Н. (ОУ № 6), Лаврухина И.В. (ОУ № 6), Никульникова С.Ю. (ОУ № 10), Тимохина А.В. (ОУ № 10), Никифорова Т.В. (ОУ № 12), Абрамова В.Н. (ОУ № 12), Михайленко Н. К. (ОУ № 16), Баркова Н.Л. (ОУ № 17), Воробейчук М.И. (ОУ № 26), Крымова М.В. (ОУ № 26), Шахова Л.Н. (ОУ № 29), Емельянова В.В. (ОУ № 34), Шульдешова О.В. (ОУ № 38), Поваляева Н.Д. (ОУ № 40).
Творческая группа учителей - логопедов Железнодорожного района:
Кузина Е.И (ОУ № 3), Иванова Л.Ю. (ОУ № 7), Мясоедова Н.В. (ОУ № 11), Пахомова Е.А (ОУ № 30), Старых К.Н. (ОУ № 32), Корнина Ю.В. (ОУ № 33), Митасова В.А. (ОУ № 33), Войциховская Н.А. (ОУ № 35).
Творческая группа учителей - логопедов Северного района:
Часовских О.Н. (ОУ № 5), Васильева Е.А. (ОУ № 13), Пескова Г.Н. (ОУ № 18), Миленина Ю.А. (ОУ № 37), Капнинова С.В. (ОУ № 45), Понкратова И.В. (ОУ № 49).
Творческая группа учителей - логопедов Советского района:
Белкина Н.А. (ОУ № 1), Суслова Е.В. (ОУ № 15), Балакирева Л.Н. (ОУ № 19), Костырина Т.Г. (ОУ № 21), Мартынова О.А. (ОУ № 22), Цветинская С.Н. (ОУ № 24), Тюрина Ю.И. (ОУ № 36), Фёдорова Е.В. (ОУ № 39), Татарченко Н.О. (ОУ № 50), Казачкина М.И. (Жилинская СОШ).
Творческая группа «ЛогопединформОрёл»:
Толмачёва Е.Н. (ОУ № 6), Абрамова В.Н. (ОУ № 12), Васильева Е.А. (ОУ № 13), Михайленко Н.К. (ОУ № 16), Баркова Н.Л. (ОУ № 17), Костырина Т.Г. (ОУ № 21), Войциховская Н.А. (ОУ № 35), Миленина Ю.А. (ОУ № 37), Рагулина Ю.С. (ОУ № 49).
Творческая группа специалистов ПМСС - центра:
Дрёмова Е.А. - председатель муниципальной ПМПК, педагог - психолог ПМСС - центра; Пугачёва В.Н. - заместитель директора по НМР ПМСС - центра; Климочкина Е.В. - заведующий социально - коррекционным отделом ПМСС - центра, учитель - логопед.
12) База эксперимента:
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение для детей, нуждающихся в психолого-педагогической и медико-социальной помощи «Центр психолого - медико-социального сопровождения».
Базовые школы:
МБОУ - СОШ № 12, МБОУ - СОШ № 13, МБОУ - лицей № 21, МБОУ - СОШ № 35, МБОУ - СОШ № 50.
В учреждениях имеются необходимые организационно - педагогические и материальные условия для реализации педагогического эксперимента: кадровые - квалифицированные педагоги, информационно - образовательные ресурсы (программы, методическая и научная литература, Интернет - ресурсы, технологические средства).
13) Формулировка критериев оценки ожидаемых результатов:
Основными критериями эффективности экспериментальной
деятельности являются сформированные прочные навыки школьников,
способствующие успешному овладению программным материалом.
14) Прогноз:
Положительные результаты:
- повышение уровня успеваемости обучающихся за счёт
эффективной речевой коррекции;
- активизация работы по освоению и внедрению инновационных
технологий сопровождения обучающихся младших классов общеобразовательных школ с недостатками речи, способствующих развитию языковых компетенций детей;
- усиление взаимодействия специалистов сопровождения в учебно-коррекционном процессе;
- создание методических рекомендаций по практическому применению технологий сопровождения обучающихся;
- формирование благоприятной среды, способствующей саморазвитию и самореализации участников образовательного процесса.
Возможные негативные результаты:
Организация экспериментальной работы по апробации модели логопедического сопровождения связана с интенсификацией педагогической деятельности участников эксперимента и повышением психо-эмоционального напряжения педагогов во время проведения открытых занятий и подготовки материалов. Это может негативно отразиться на их здоровье и отношении к ходу эксперимента. Также при использовании на учебных занятиях методов и приёмов обозначенной технологии, возможно их формальное включение в занятие.
Компенсаторные действия:
Отслеживание психо - эмоционального состояния педагогов
психологом и руководителями эксперимента, дифференциация действий участников эксперимента. Организация постоянного взаимоконтроля участниками эксперимента, систематического отслеживание результативности и уместности применения технологии с целью избежания формализма в освоении технологии.
15) Формы представления результатов эксперимента для массовой практики:
- сборник методических рекомендаций по практическому применению новых коррекционных технологий для учителей - логопедов ОУ;
- диски с презентациями и тестовыми заданиями к логопедическим занятиям;
- участие в научно - практических конференциях.