Обзоры статьей

Диагностика речевых нарушений

Творческая группа учителей-логопедов Советского района г.Орла

Вопросы и ответы


  • Сергей:

    Моему сыну 6 лет.Готовимся в школу, ходили к логопеду, научился говорить твердую Р, раньше была горловая Р. А вот мягкую Р не получается. Можно ли это исправить самостоятельно, какие методики, книги посоветуете. Или без специалиста никак не обойтись. Ребенок очень старается, хочет говорить правильно и расстраивается если не получается.
    Спасибо большое

  • Игорь:

    Скажите пожалуйста, можно ли исправить произношение буквы \"р\" у мужчины 38 лет. И стоит ли этим заниматься?

    Бытует мнение, что если в детстве человек не занимался с логопедом, не исправил нарушения речи, то во взрослом возрасте скорректировать речь невозможно. Это не так. Современные логопедические методики позволяют устранить нарушения речи в любом возрасте в достаточно короткие сроки. Сложность может состоять лишь в том, что довольно долгое время придется постоянно контролировать себя во время разговора. Взрослому придется менять годами установившийся автоматический навык.

  • Логопед:

    Дифференциальная диагностика при дисграфии и при дизорфографии

    Особая категория стойких, специфических нарушений письма, проявляющихся в неспособности освоить орфографические навыки, несмотря на знания соответствующих правил детьми с сохранным интеллектом и устной речью правомерно называть дизорфографией. Дети не замечают самих орфограмм, то есть тех звуков, которые звучат при произношении неопределенно, не так, как их нужно обозначать буквами. Например, мы говорим карова, а пишем корова, произносим вада, а пишем вода, говорим пирок, а пишем пирог. Ребенок с дизорфографией не чувствует ритмическую структуру слова, не замечает, например, наличия безударных гласных. Виды дизорфографии. По степени выраженности дизорфографии: Тяжелая – низкий уровень выполнения заданий и уровень ниже среднего. Средняя – в основном, большинство заданий выполняются на среднем уровне. Легкая – выполняется более половины упражнений на уровне выше среднего и лишь отдельные — на среднем и высоком уровнях. По характеру проявления: Морфологическая дизорфография, сопровождающаяся большим количеством орфографических ошибок, проявляющихся в самостоятельном письме (сочинения, изложения и др.). Синтаксическая дизорфография – стойкая неспособность овладеть синтаксическими правилами на письме, т.е. пунктуацией. Смешанная дизорфография, которая включает в себя сочетание орфографических и пунктуационных ошибок. Для детей с дизорфографией основную трудность вызывает решение орфографической задачи: трудно увидеть «опасное место» в слове, сложно подобрать проверочное слово, хорошо выучив правило, ребёнок не может применить его на письме. ОТЛИЧИЯ причин возникновения дисграфии и дизорфографии: При дисграфии на письме наблюдаются специфические ошибки, обусловленные недоразвитием сторон речи. Неполноценность фонематического анализа приводит к дисграфии. При дизорфографии на письме наблюдаются ошибки, обусловленные трудностями навыка морфологического анализа, то есть ребенок с трудом ориентируется в морфологической структуре слова, определении частей слова (корня, суффикса, приставки), в подборе проверочных слов. От дизорфографии следует отличать случаи, когда ребенок не выучил правил, запустил программный материал. В таких ситуациях оказывается достаточной помощь репетитора. Дизорфографический дефект связан с несформированностью у школьников: базовых компонентов грамотности, уровнем развития речи, «языковым чутьем»; Владением произвольными действиями с языковыми единицами; Компонентами словесно-логического мышления речеслуховой памятью; процессами внимания, памяти; мыслительные операции. При дизорфографии отмечается недостаточный уровень речевых функций: v ограниченный объем и недостаточность актуализации словаря, v низкая познавательная активность к языковому оформлению речи, v трудности в сравнении звуковых единиц речи, v несформированность дифференцировки лексического и грамматического значения, v низкий уровень усвоения грамматических закономерностей. v несформированность морфологических обобщений, v недостаточнаясформированность навыков оперирования грамматическими категориями (род, склонение, спряжение и др.), v нарушение языкового анализа и синтеза (фонематический, слоговой, анализ предложения на слова). v трудности при определении ударного слога и ударного гласного в слове. Зачастую дизорфография возникает у детей, имеющих в анамнезе: — общее недоразвитие речи (ОНР); -фонетическое недоразвитие речи (ФНР) и фонетико-фонематическое недоразвитие речи (ФФНР); — дисграфию и дислексию ; -различную неврологическую симптоматику( минимальную мозговую дисфункцию — (ММД), энцефалопатию; — пренатальную и постнатальную патологию. У большинства учащихся, имеющих данное нарушение отмечается: * снижение слухоречевой памяти; * нарушение буквенного гнозиса; * нарушение динамического праксиса руки; * затруднено восприятие ритмической структуры слова; * нечеткая дикция, плохая артикуляция; * нарушение лексико-грамматического строя речи. Коррекционная работа при дизорфографиях базируется на ключевых принципах: формирование полноценных морфологических представлений и навыков морфологического анализа; отработка алгоритмов решения орфографических задач сначала на легком речевом материале: — вставка букв, — выделение орфограмм, — письмо под орфографическую диктовку, — выбор верного варианта написания; при формировании орфографических навыков использование не только метода сознательного применения правил, но и альтернативных приёмов усвоения навыка правописания. — списывание слов с орфограммами с образцов письменного текста (упрочение зрительного образа слова), — использование приёма «орфографическое чтение», ассоциативное запоминание слов. использование различных приёмов, которые применяются при работе с дисграфиями.

  • Логопед:

    Дифференциальная диагностика при дисграфии и при дизорфографии

    Особая категория стойких, специфических нарушений письма, проявляющихся в неспособности освоить орфографические навыки, несмотря на знания соответствующих правил детьми с сохранным интеллектом и устной речью правомерно называть дизорфографией. Дети не замечают самих орфограмм, то есть тех звуков, которые звучат при произношении неопределенно, не так, как их нужно обозначать буквами. Например, мы говорим карова, а пишем корова, произносим вада, а пишем вода, говорим пирок, а пишем пирог. Ребенок с дизорфографией не чувствует ритмическую структуру слова, не замечает, например, наличия безударных гласных. Виды дизорфографии. По степени выраженности дизорфографии: Тяжелая – низкий уровень выполнения заданий и уровень ниже среднего. Средняя – в основном, большинство заданий выполняются на среднем уровне. Легкая – выполняется более половины упражнений на уровне выше среднего и лишь отдельные — на среднем и высоком уровнях. По характеру проявления: Морфологическая дизорфография, сопровождающаяся большим количеством орфографических ошибок, проявляющихся в самостоятельном письме (сочинения, изложения и др.). Синтаксическая дизорфография – стойкая неспособность овладеть синтаксическими правилами на письме, т.е. пунктуацией. Смешанная дизорфография, которая включает в себя сочетание орфографических и пунктуационных ошибок. Для детей с дизорфографией основную трудность вызывает решение орфографической задачи: трудно увидеть «опасное место» в слове, сложно подобрать проверочное слово, хорошо выучив правило, ребёнок не может применить его на письме. ОТЛИЧИЯ причин возникновения дисграфии и дизорфографии: При дисграфии на письме наблюдаются специфические ошибки, обусловленные недоразвитием сторон речи. Неполноценность фонематического анализа приводит к дисграфии. При дизорфографии на письме наблюдаются ошибки, обусловленные трудностями навыка морфологического анализа, то есть ребенок с трудом ориентируется в морфологической структуре слова, определении частей слова (корня, суффикса, приставки), в подборе проверочных слов. От дизорфографии следует отличать случаи, когда ребенок не выучил правил, запустил программный материал. В таких ситуациях оказывается достаточной помощь репетитора. Дизорфографический дефект связан с несформированностью у школьников: базовых компонентов грамотности, уровнем развития речи, «языковым чутьем»; Владением произвольными действиями с языковыми единицами; Компонентами словесно-логического мышления речеслуховой памятью; процессами внимания, памяти; мыслительные операции. При дизорфографии отмечается недостаточный уровень речевых функций: v ограниченный объем и недостаточность актуализации словаря, v низкая познавательная активность к языковому оформлению речи, v трудности в сравнении звуковых единиц речи, v несформированность дифференцировки лексического и грамматического значения, v низкий уровень усвоения грамматических закономерностей. v несформированность морфологических обобщений, v недостаточнаясформированность навыков оперирования грамматическими категориями (род, склонение, спряжение и др.), v нарушение языкового анализа и синтеза (фонематический, слоговой, анализ предложения на слова). v трудности при определении ударного слога и ударного гласного в слове. Зачастую дизорфография возникает у детей, имеющих в анамнезе: — общее недоразвитие речи (ОНР); -фонетическое недоразвитие речи (ФНР) и фонетико-фонематическое недоразвитие речи (ФФНР); — дисграфию и дислексию ; -различную неврологическую симптоматику( минимальную мозговую дисфункцию — (ММД), энцефалопатию; — пренатальную и постнатальную патологию. У большинства учащихся, имеющих данное нарушение отмечается: * снижение слухоречевой памяти; * нарушение буквенного гнозиса; * нарушение динамического праксиса руки; * затруднено восприятие ритмической структуры слова; * нечеткая дикция, плохая артикуляция; * нарушение лексико-грамматического строя речи. Коррекционная работа при дизорфографиях базируется на ключевых принципах: формирование полноценных морфологических представлений и навыков морфологического анализа; отработка алгоритмов решения орфографических задач сначала на легком речевом материале: — вставка букв, — выделение орфограмм, — письмо под орфографическую диктовку, — выбор верного варианта написания; при формировании орфографических навыков использование не только метода сознательного применения правил, но и альтернативных приёмов усвоения навыка правописания. — списывание слов с орфограммами с образцов письменного текста (упрочение зрительного образа слова), — использование приёма «орфографическое чтение», ассоциативное запоминание слов. использование различных приёмов, которые применяются при работе с дисграфиями.

  • Леонид:

    Обязательно ли проходить логопедическое обследование или можно сразу проводить коррекцию речи?

    Логопедическое обследование ребенка крайне необходимо для определения уровня его речевого развития. Диагностическое исследование, с одной стороны, позволяет определить нарушение или несформированность функциональных систем, в том числе и речи, и тем самым подойти к причине трудностей, испытываемых ребёнком, а с другой стороны – комплексная диагностика способствует определению специальных методов обучения, способных оказать помощь в преодолении этих трудностей. Без комплексного обследования, охватывающего как речевые, так и неречевые возможности ребёнка, невозможно разработать стратегию эффективной направленности коррекции. Только ранняя диагностика и правильно подобранная коррекционная работа дает хорошие положительные результаты.

  • Людмила Васильевна:

    Мой ребенок заменяет звуки в словах, например «собака-шабака, лыжи-лызы, щетка-сетка» и др. Слова произносит четко, но в свободной речи встречаются такие ошибки. Почему это происходит ? Нужны ли специальные занятия?

    Смешение звуков. Это явление характеризуется не устойчивым употреблением целого ряда звуков в различных словах. В одних случаях ребенок употребляет звук верно, в других — этот же самый звук заменяет другими, близкими акустически или артикуляционно. Причем неустойчивость произношения усиливается в самостоятельной речи детей, свидетельствуя о том, что подобные отклонения в формировании произношения связаны в значительной степени с недостаточностью фонематического восприятия. В этих случаях дети затрудняются воспроизводить ряды слогов с оппозиционными звуками хотя изолированно эти же звуки произносятся ими правильно (например бапа — папа, тадата — датата и т.п.). Допускаются ошибки при выделении звуков из слогов и слов, при определении наличия звука в слове, отборе картинок и придумывании слов с определенным звуком. Испытывают дети затруднения при выполнении элементарных заданий, связанных с выделением ударного звука в слове. Узнавание первого, последнего согласного в слове, слогообразующего гласного в односложных словах практически им недоступно. Все это еще раз свидетельствует о низком уровне развития фонематического восприятия. В целом комплекс описанных недостатков в сфере произношения и восприятия звуков у таких детей дает основание отнести их к категории детей с фонетико-фонематическим недоразвитием (ФФН). Раннее их выявление, проведение направленного обучения позволяет не только своевременно исправить дефект, но и полностью подготовить их к обучению в школе.

  • Семен Александрович:

    Когда нужно идти к логопеду?

    Дети овладевают правильной речью постепенно, в течение нескольких лет. Для каждого возраста существует своя норма. К году нормально развивающийся ребенок употребляет уже 3–4 «лепетных» слова, понимает отдельные слова, соотносит их с конкретными предметами. К двум годам употребляет предложения из двух-трех слов, понимает и правильно выполняет двухступенчатую инструкцию («пойди на кухню и принеси чашку»), имеет словарный запас минимум 50 слов. Если к 2,5 года у ребенка не формируется элементарной фразовой речи – значит, темп его речевого развития отстает от нормы. В речи трехлетнего ребенка постепенно формируется умение правильно связывать разные слова в предложения. От простой двухсловной фразы он переходит к употреблению сложной фразы с использованием падежных форм существительных единственного и множественного числа. К 3,5 года значительно увеличивается количество прилагательных. В речи четырехлетнего малыша уже встречаются сложные предложения, употребляются предлоги. Если речь Вашего ребенка значительно отличается от этих норм, следует немедленно обратиться к логопеду. Однако часто родители привыкают к речи своего ребенка и не замечают многих проблем в его развитии, особенно если он единственный в семье. Поэтому рекомендуется первый раз посетить логопеда в 3 года и затем ежегодно – с профилактической целью. Если же лепет у вашего ребенка угас, а первые слова не появились и к 2 годам, то обратиться за помощью следует раньше.

  • Алевтина:

    Стоит ли родителям готовиться к диагностике?

    Родителям надо быть готовым к вопросам логопеда о состоянии зрения, слуха их ребёнка, особенностях протекания беременности, родов и первых лет жизни малыша. Результатом логопедического обследования является логопедическое заключение и рекомендации родителям.

Страницы: 1

Добавить комментарий

Добавить комментарий




captcha