Обзоры статьей

Диагностика речевых нарушений

Творческая группа учителей-логопедов Советского района г.Орла

По каким критериям можно оценивать готовность ребенка к школе?

08-09-2015

Особенно это касается новой учебной программы 12-летнего образования, ведь 5-6 летний ребенок - это не 7-8 летний ребенок. 
Когда говорят о "готовности к школе", то имеют ввиду не отдельные умения и знания, а их определенный набор, в котором присутствуют все основные компоненты. Мне нравится определение психолога Л. Венгера, который говорил, что этот набор похож на набор необходимых продуктов, без которых нельзя приготовить определенного блюда, хотя пропорции его составляющих могут быть разные, они могут дополнять друг друга, и недостаток одного может компенсироваться БОльшим количеством другого, но совсем без них обойтись нельзя.

Традиционно выделяются три аспекта школьной зрелости: интеллектуальный, эмоциональный и социальный

Интеллектуальная зрелость- это способность концентрировать внимание, способность уловить основные связи между явлениями (аналитическое мышление); это дифференцированное восприятие (например, умение выделить фигуру из фона), умение воспроизводить образец, а, также, достаточный уровень развития зрительно-моторной координации. Критерием интеллектуальной готовности является, также, развитая речь ребенка. Можно сказать, что интеллектуальная зрелость отражает функциональное созревание структур головного мозга.

Эмоциональная зрелость - умение регулировать свое поведение, возможность достаточно длительное время выполнять не очень привлекательное задание.

К социальной зрелости относится потребность ребенка в общении со сверстниками и умение общаться, а также способность исполнять роль ученика. Всё перечисленное является психологической готовностью к обучению в условиях школы.

Это - тот фундамент, на котором строятся знания и умения. Если нет фундамента, которым является сформированность перечисленных категорий, то надстройки в виде полученных знаний, умений и навыков (обучение счету, чтению и пр.) будут рассыпаться, как карточный домик.

Ребенок, который не готов к школьному обучению, не может сосредоточиться на уроке, он часто отвлекается, теряет нить объяснения, не в состоянии включиться в общий ритм работы класса. Хотя моя основная работа - это работа с детьми дошкольного возраста, но мне приходится работать и со школьниками. В основном, это дети, у которых возникли проблемы при обучении в начальной школе. Очень часто у таких детей слабо развита связная речь - они не умеют задавать вопросы, сравнивать предметы, явления, выделять главное. У ребенка, который плохо подготовлен к школе, нет интереса к познанию, он не стремится к творчеству, а склонен к шаблонным решениям, он не проявляет инициативы.

5-летний ребенок не будет готов к жестким условиям нашей общеобразовательной системы просто в силу явной неготовности мозга пятилетнего ребенка к подобным нагрузкам. Более того, даже не все 6-летки готовы в этом смысле к школе, хотя они могут уметь читать и считать. Поэтому, говоря о 6-летних детях, так важно, в каких условиях они будут обучаться. Важен очень щадящий режим во всех смыслах: игровая форма занятий, не должно быть "интенсивности" при обучении; подходящий режим занятий, не ограничивающий надолго двигательную активность детей (например, занятия по математике, русскому языку, письму не должны следовать одно за другим), не должно быть домашних заданий; для детей, которые после занятий остаются в группе продленного дня, должна быть предусмотрена возможность для дневного сна. Одним словом, сама обстановка и проведение занятий для 6-летних детей, должна бы больше соответствовать режиму детского сада, а не школы в привычном понимании.

Что в возрасте 5-6 лет необходимо уметь малышу к школе?

Ребенок должен обладать, несомненно, навыками общественной жизни, чувствовать себя уверенно, находясь вне дома. Особенно это относится к "домашним" детям.

Нужно уметь самостоятельно одеваться и раздеваться, переобуваться, завязывать шнурки, справляться с пуговицами и молниями на одежде, уметь пользоваться общественным туалетом. Часто взрослые забывают о подобных "мелочах". Ребенок может быть развитым, обладать определенными знаниями и умениями, но это не значит, что он готов к школе.

Обязательно нужно заботиться о здоровье: обучение в школе требует значительных усилий и напряжения всего организма. Поэтому так важна физическая подготовленность. 

Развивайте моторику, это поможет ребенку овладеть навыками письма: играйте в пальчиковые игры, рисуйте, лепите, работайте с ножницами, делайте аппликации и фигурки в технике оригами. 
Читайте ребенку книги - это один из самых эффективных способов развития речи, мышления, воображения, внимания, памяти и проч. Но это должно быть не просто чтение, а активное обсуждение прочитанного, обмен мнениями.

Умение ребенка читать и считать, исходя из моего опыта общения с детьми, их родителями и педагогами начальной школы, также не будет лишним. Сейчас издается много литературы в помощь родителям, готовящим детей к школе.

Как выработать усидчивость и подготовить его к школьным урокам по 35-40 минут?

Многое в этом плане зависит от характера ребенка, от его темперамента. А, главное, если ребенку интересно, то вопрос об усидчивости не возникает. Усидчивость появляется тогда, когда ребенок сосредоточен и внимателен. А он, как правило, сосредоточен и внимателен тогда, когда занимается интересным для него делом. Во многом проблема "усидчивости" в этом возрасте - это профессионализм педагога, способность увлечь детей, а не просто "обучать" их. Нужно учитывать, что в этом возрасте (6 лет) детям еще трудно управлять собой до такой степени, чтобы все было идеально с нашей, взрослой точки зрения.

Известный психолог М. Безруких пишет, что "лишь к 9-10 годам произойдет резкое изменение, и тогда дети смогут работать длительно, сосредоточенно и без ошибок. А в 6-7 лет ребенок еще легко поддается реакции, возникающей на непосредственно действующие привлекательные раздражители и быстро отвлекается". Грамотный учитель, конечно же, знает об этих возрастных особенностях детей и учитывает их, планируя ход урока. Конечно, в школе есть моменты "рутинного" плана, которые не очень интересны, но выполнять их необходимо.

Можно тренировать внимание, сосредоточенность и усидчивость в повседневных делах. Помните, какое задание было дано Золушке? :-)) - "вот тебе два мешка фасоли: отдели черную от белой и поскорее" - это ведь тоже задание на выработку внимания и усидчивости. Вот и дома можно заниматься примерно тем же: разложить столовые приборы по ячейкам, одновременно считая их; разложить поглаженное белье в стопки и не перепутать носовые платки с полотенцами; и т.д. Хорошо помогают воспитанию усидчивости настольные игры, игры в конструктор и лего, занятия лепкой, аппликацией и т.п., то есть те игры, которые продолжаются определенное время. Доводить начатое дело до конца, не бросая на полпути - это тоже воспитание не только волевых качеств, но и усидчивости.
 
 
 
 
 
 
 

Из книги "Язык и ребенок. Лингвистика детской речи"

Почти любое явление мы можем обозначить с помощью нескольких слов. Эти слова могут различаться степенью обобщенности (различие в степенях обобщенности можно измерять по тому, какое количество реальных предметов, в состоянии "вместить" то или иное слово). Например, слово "растение" обладает большей обобщающей силой, чем "дерево".

На иерархической лестнице "растение" стоит на ступень выше, чем слово "дерево", так как вмещает в себя и "дерево", и "кустарник", и "траву". Но слово "дерево" значительно превосходит в этом отношении слова "клен" и "береза". Крайней точкой конкретизации являются имена собственные как обозначения единичных, уникальных предметов. 

Если бы в русском языке, как в некоторых языках австралийских или африканских племен, было принято давать имена отдельным предметам (не только одушевленным, но и любым неодушевленным), т.е. каждое дерево, растущее в саду или лесу, имело бы свое имя, подобно рекам или озерам, то этим словом и заканчивался бы указанный выше ряд. Например, береза, растущая под самым моим окном, называлась бы одним именем, а та, что поодаль - совершено другим. Излишне говорить о том, что тогда никакой человек не мог бы освоить языка, да и сам язык прекратил бы свое существование в качестве средства коммуникации.

Словом закрепляются определенные мыслительные процессы, связанные с обобщением явлений, причем степень обобщенности может быть чрезвычайно различной. Иерархически организованная система лексических единиц отражает существующую в природе типологию реалий. 

Мы вводим ребенка в мир слов, не всегда осознавая, что предъявляемое слово - лишь один из возможных знаков. Ребенку предстоит самому сориентироваться в этой иерархии и понять, насколько широк круг денотатов (реальных предметов), на который он может распространить это слово.

Иногда полагают, что в качестве первых, базовых для ребенка, т.е. усваиваемых им в первую очередь, выступают непременно слова более низкой степени обобщенности, а затем он (часто - с помощью сознательной помощи взрослых) переходит к словам более высокой степени обобщенности. Например, он уже знает слова "яблоко", "слива", "банан", а ему сообщают, что все это вместе именуется "фрукты".

Однако так бывает отнюдь не всегда. Слово "яблоко" действительно усваивается раньше, чем слово "фрукты", слово "морковка" - раньше, чем слово "овощ", а слово "зайчик" раньше, чем слово "животное". В то же самое время, слово" птичка" ребенок узнает и начинает активно использовать раньше , чем "синичка" и " воробей", "дерево" - раньше, чем "сосна" и " дуб". 

Степень обобщенности, необходимость детализации определяется, прежде всего, факторами прагматическими, а именно тем, какая степень точности необходима для той предметно-практической деятельности, в которую ребенок вовлечен. Несомненно, что для него гораздо существеннее разграничивать яблоки, бананы и сливы, чем сосны, дубы и ясени (можно без труда найти и взрослых, которые не отличают ясеня от вяза). 

Разумеется, здесь достаточно сильны индивидуальные различия между детьми. Так, например, Антон Г. очень рано по сравнению со своими сверстниками усвоил слово "обувь" (в двухлетнем возрасте называл ее "о") - раньше, чем познакомился с конкретными разновидностями обуви, потому что его строгая мама приучила его, входя в квартиру, менять обувь, и это стало привычным, каждодневно повторяющимся ритуалом, сопровождаемым словами матери: "Обувь, давай снимем обувь". "Принеси-ка мне мою обувь". Варьирование типов денотатов (то ботинки, то туфли, то тапки) создавало необходимые предпосылки для нужного обобщения. 

Каковы же наиболее распространенные ошибки ребенка, совершаемые им в процессе усвоения лексических единиц (говоря о лексических единицах, мы имеем в виду в первую очередь слова, но многое из того, о чем идет речь, распространяется и на фразеологизмы)? 

Одна из самых характерных ошибок - расширение сферы использования слова. Так, например, одна из самых характерных ошибок детей - употребление глагола "посолить" не в узуальном значении "вносить соль в какое-нибудь кушанье, посыпать солью", а в значении "посыпать каким-либо сыпучим веществом". Часто приходится слышать просьбы: "Посоли сахаром", "Посоли песочком". Даже просьба "посоли солью" фактически свидетельствует о расширении сферы референции глагола "посолить". 

Аналогичные примеры расширения сферы референции слова - "Насори мне луку" , "Разгрызи мне зернышки молотком", - просит четырехлетняя девочка- ею не учтено значение слова "грызть" - разделять с помощью зубов, и только зубов. "Мы эту выкройку приклеили булавками" - ребенком не учтен компонент "клей ", "приклеить " по смыслу оказалось эквивалентным "присоединить ". Трехлетняя девочка задала вопрос: "Как медведь мяучит?" Вряд ли можно предположить, что она думает, что кошка и медведь издают одинаковые звуки. Просто "мяукать" использовано в расширенном значении" издавать звуки (любые), характерные для животного", "мяу" оказалось неучтенным. 

Много забавных недоразумений связано с использованием сложных слов - иногда ребенок как бы удовлетворяется "расшифровкой" одного из корней, не учитывая другого. Отсюда - рассуждения о " кривоногих" руках, "толстопузой " голове и т.п.

Ребенок не учитывает ограничений, налагаемых на сочетаемость одних слов с другими. На основании анализа речи взрослых он может сделать заключение о возможностях того или иного употребления, но границы этих возможностей ему предстоит определить самостоятельно, поскольку никто не демонстрирует ему "неправильных" случаев употребления, сопровождаемых оценкой - "так говорить нельзя". (Это явление в западных работах именуется "проблемой отсутствия свидетельств об отрицательном употреблении"). Например, ребёнок неоднократно слышал слово "шофер" в ситуациях, где речь идет об автомобилях разного рода, но если ему не встречалось это слово в разговорах о поездах, трамваях и троллейбусах , то он вполне может это отнести на счет ограниченности своего речевого опыта. 

ЧУВСТВО НОРМЫ (ИЛИ - ЧТО-ТО ЖЕ САМОЕ - ЯЗЫКОВОЕ ЧУТЬЕ) СКЛАДЫВАЕТСЯ ОТНЮДЬ НЕ СРАЗУ, ДЛЯ ЭТОГО НЕОБХОДИМО ДОСТАТОЧНОЕ КОЛИЧЕСТВО РЕЧЕВОГО МАТЕРИАЛА В СОЕДИНЕНИИ СО СПОСОБНОСТЬЮ И СКЛОННОСТЬЮ К ЕГО НЕОСОЗНАННОМУ АНАЛИЗУ.

Вернемся, однако, к слову "шофер". Дети часто используют его не в нормативном значении "водитель автомобиля", а в значении просто "водитель" (любого транспортного средства), отсюда возможность его "расширенного " использования. Шофер оказывается у трамвая, троллейбуса, электрички и даже - у повозки с лошадью: "Смотри: шофер лошадь погоняет, а она не едет".

Во многих случаях когда не учитываются дифференциальные признаки, входящие в семантическую структуру слова, она становится равной семантической структуре слова - гиперонима, и данное слово как бы смещается на одну ступеньку вверх в иерархии слов. Так, многие дети называют любую монету - копейкой (вычеркивается компонент "достоинством в одну сотую рубля" ), любой металл - железом. 

Нелли Н. в трехлетнем возрасте называла любую обувь сапогами, любое первое блюдо - супом. Последний факт чрезвычайно частотен: "Что у нас сегодня на суп? Куриный бульон?" . "Смотри, какая роза на подсолнухе выросла," - говорит Тоня (3 года). Слово "роза" при этом употребляется в значении "цветок вообще, любой цветок", т.е. остается одна родовая тема. Чрезвычайно распространенная ошибка - все детеныши именуются одинаково, т.е .какое-нибудь одно занимает позицию гиперонима: "У этого жука скоро будут птенцы!", "Под кроватью живут мышкины птенчики", "Плывет уточка, и с ней - щенки".

Наименование одного из дней недели может употребляться в значении "любой день недели": "Какой сегодня понедельник: суббота или воскресенье?". Заметим, кстати, что слово "воскресенье" часто используется детьми расширительно - в значении "выходной день": "У тебя воскресенье в субботу будет?". "Расширительно" используется многими детьми и слово "шелуха". Оно может обозначать оболочку любого вида: "Вот шелуха от куриного яйца" (вместо "скорлупа"), "Свари сосиски в шелухе" (в полиэтиленовой оболочке), "Мандарин съела, а шелуха в кармане" (вместо" кожура"). 

Выше были приведены примеры существительных. Однако такие процессы возможны у слов, относящихся к любой части речи. Глагол "включить" многими детьми используется в расширительном значении "сделать так, чтобы нечто начало функционировать" : "включи зонтик" , "включи ручку", "включи спичку"

Почти все дети путают в определенном возрасте "писать" и "рисовать" (вместе с их приставочными производными). Глаголы "чинить", "починить" употребляются в расширенном значении " вернуть исходное состояние, позволяющее нормально функционировать". При этом мы, взрослые, употребляя этот глагол, имеем в виду лишь неодушевленные предметы. Дети этого ограничения не знают, отсюда "Почему доктор так долго чинит маму?" или "Меня в больнице доктор починит". Наши "взрослые" слова многочисленные случаи ненормативного использования глагола: "лечить" и "вылечить" содержат дополнительный компонент, связанный с одушевленностью " объекта починки". Этот же глагол используется и в значении "поправлять", "исправлять": "Я все время ошибаюсь, а мама мой английский язык чинит" (т.е. меня поправляет), "Сейчас я эту букву починю" (т.е. исправлю ошибку в ней ).

Некоторые широко распространенные "общедетские " лексико - семантические ошибки - расширительное использование слова "золото", когда речь идет о любом блестящем металле или фольге ("золото от шоколадки"), "железо" в значении любой грубый металл, "мел" - о любом камешке, куске кирпича, которым можно писать. Слова, обозначающие совокупность предметов, в нашем взрослом языке всегда ограничены в своей сочетаемости: о птицах мы говорим "стая", о коровах - "стадо", о цветах - " букет", о людях - "толпа" и т.п. Однако эти ограничения усваиваются ребенком отнюдь не сразу. Поэтому в речи их можно услышать о "стадах бабочек", "толпе бананов", "стае мыльных пузырей" и т.п. 

Наряду с расширением сферы референции слова встречается и сужение. Возможно, случаев такого рода не меньше, но они с трудом поддаются регистрации, т.к. относятся к сфере перцептивной, а не продуктивной речи.

"Это не для ЛЮДЕЙ, а для ДЕТЕЙ!" - объявляет пятилетний мальчик, не одобряя папиного намерения покататься на детских каруселях. Семантическая структура слова "человек/люди" приобрела новый окказиональный компонент значения, связанный с ограничением в возрасте, который можно было бы оценить как "взрослость". На самом деле данное слово такого ограничения не предполагает. "Я просила у тебя ЯИЧНИЦУ, а ты ГЛАЗУНЬЮ сделала!", - упрекает дочь свою мать, из чего становится ясно, что значение слова" яичница" в языковом сознании ребенка сужено, яичница понимается как кушанье непременно из разболтанных яиц. "К нам такая красивая тетя приходила: ВОЛОС нет, одни КУДРИ!" Слово " волосы" также стало беднее по значению - предполагается, что они должны быть непременно прямыми, не вьющимися. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Знакомая мама, записывая сына в школу, столкнулась с неожиданной трудностью. Школьный психолог, пообщавшись с мальчиком, удивленно уставилась на родительницу: мамочка, вы когда-нибудь слышали о логопеде? Оказалось, если у будущего первоклассника есть проблемы с произнесением каких-нибудь звуков, шансы попасть в престижную школу или гимназию у него очень невелики. 

УВЫ, большинство родителей замечают, что их ребенок не выговаривает какие-то буквы, только при записи его в первый класс, - говорит логопед детской поликлиники Инна Яковлева. - И тогда начинается муштра, ежедневные занятия и с врачом, и дома, лишь бы успеть "подтянуть" ребенка до сентября. Но, во-первых, это такая нагрузка на детей - за 3 месяца освоить то, чему надо было учиться 5-6 лет. А во-вторых, таких проблем можно было бы избежать, если родители хотя бы раз в год приходили с ребенком к логопеду. Потому что только специалист вовремя увидит нарушения в развитии речи у малыша. Это может быть дислалия - нарушение произношения отдельных звуков. Фонетико-фонематические нарушения - когда ребенок не только произносит, но и воспринимает неправильно звуки родного языка. И, наконец, общее недоразвитие речи, когда нарушены и произношение, и восприятие, и грамматика, бедный словарный запас и отсутствует связная речь". 

Что должен уметь ребенок

В 3 ГОДА малыш имеет полное право коверкать звуки, неправильно строить предложения. Главное, чтобы он понимал обращенную к нему речь и умел донести до других свои мысли. Если ребенок в состоянии выполнить ваши нехитрые просьбы, а вы понимаете его, несмотря на кашу во рту, - все в порядке. Помощь специалиста нужна трехлетним молчунам и тем малышам, которым неясны самые простые ваши требования. 

В 4 года ребенок уже должен говорить так, чтобы его понимали не только родители, но и посторонние. Кстати, для мам и пап это своеобразный критерий "правильности" развития их сына или дочки. Родители привыкают к неправильной речи своих детей, и мама, конечно, сможет "перевести" детский язык на взрослый. Но если воспитательница в саду или сосед по несколько раз переспрашивает вашего малыша, возможно, ему нужно позаниматься с логопедом. 

В 5 лет ребенок еще может не выговаривать букву "р". А в 6 лет, перед школой, считается нормой правильное произношение и использование падежей, умение связно и грамотно говорить. 

Советы логопеда

ОЧЕНЬ часто дети, которые плохо говорят для своего возраста, еще и плохо едят. Как правило, для них целая проблема скушать яблоко или морковку, не говоря уж о мясе. Вызвано это слабостью челюстных мышц, а она, в свою очередь, задерживает развитие движений артикуляционного аппарата. Поэтому обязательно заставляйте ребенка жевать сухари и целые овощи и фрукты, хлеб с корочками и кусковое мясо. 

Чтобы развить мышцы щек и языка, покажите ребенку, как полоскать рот. Научите надувать щеки и удерживать воздух, "перекатывать" его из одной щеки в другую. 

Не забывайте развивать и мелкую моторику - то есть малыш как можно больше должен работать своими непослушными пальчиками. Как бы ни казалось вам это утомительным, пусть малыш сам застегивает пуговицы, шнурует ботинки, засучивает рукава. Причем начинать тренироваться ребенку лучше не на своей одежде, а сперва "помогать" одеться куклам и даже родителям. 

По мере того, как детские пальчики будут становиться проворнее, его язык будет все понятнее не только маме. 

В малышовом возрасте очень полезно лепить. Только не оставляйте малыша наедине с пластилином, чтобы вовремя пресечь его желание попробовать слепленный шарик на вкус. 

Многие мамы не доверяют ребенку ножницы. Но если в кольца ножниц просовывать свои пальцы вместе с детскими и вырезать какие-нибудь фигурки, получится отличная тренировка для руки.
 
Часто родители жалуются учителям, а учителя - родителям на то, что ребенок плохо успевает в школе. Казалось бы, он пошел в первый класс, зная буквы и умея читать, однако... Дело чаще всего в ограниченном словарном запасе ребенка. Да, он знает много слов, если спросить - объяснит их значение, но это пассивный, а не активный словарный запас - лексикон. В обыденной жизни словарь ребенка беден. Иногда в этом кроется причина использования слов-паразитов: "ну, в общем...", "так сказать", "это самое". Человек мучительно подбирает слова.

Вспомним мультфильм "Кот-рыболов". Медведь просит Кота поймать рыбу: "Ты... это... Поймай мне эту. А то все эти да эти... Надоели!" Как тут не вспомнить поговорку; все понимает, а сказать не может, как собака. Активный богатый словарный запас свидетельствует об уровне интеллектуального развития человека. Иногда мы и сами не осознаем, почему этот человек кажется нам умным и знающим. Понимаем только: хорошо говорит. Человек с бедным словарным запасом вряд ли сможет преуспеть в работе, он всегда останется исполнителем, как бы ни была высока его квалификация.

Словарный запас ребенка в основном формируется в семье и складывается уже к 6-7 годам. Дальше придется, что называется, "догонять", не отстать или догнать помогут игры для пополнения словарного запаса и развития мышления. Это именно игры, азартные, веселые, не связанные со скучными обязанностями или проверкой знаний. Как и любая занимательная игра, они повысят самооценку маленького человека, внушат ему чувство уверенности в себе, дадут радость. Многие из этих игр чрезвычайно просты и не требуют более 10 -15 минут вашего времени, причем играть можно всюду; в автобусе, по дороге на дачу, готовя обед, идя по улице. Главное - вовремя, чуть раньше, чем захочет сам ребенок, прекратить игру. Не поддавайтесь на его просьбы продолжить. Один раз "объевшись", он может больше не захотеть играть. Не забывайте об искренности. Играйте, прежде всего, сами, веселитесь, станьте ребенком. Правда, не забывайте время от времени "проигрывать". Пусть иногда он станет победителем, но нельзя постоянно "поддаваться". Ребенок разгадает вашу хитрость и потеряет интерес к игре-учебе.

Первая игра, одна из наиболее простых, рассчитана на детей 4-6 лет. Посоревнуйтесь с ребенком: кто больше знает круглого? Скажите: "Я знаю круглое колесо, а ты?" Если ребенок ничего не вспомнит, сразу добавьте к "колесу" "шар". Когда же малыш поймет, что от него требуется, по очереди произносите круглые слова: мяч, голова, яблоко, солнце и т.д. Пусть последнее слово на этот раз будет за ним. Не забудьте удивиться и "приуныть", признав его победу. Пригрозите взять реванш в следующий раз. Итак, кто больше знает... Холодного? Теплого? Зеленого? Белого? Поющего?
Обратите внимание: в процессе этой игры ребенок не только припоминает известные ему слова и понятия. Он учится объединять предметы и явления по конкретному признаку; цвету, температуре, форме...

Для детей постарше, умеющих писать, такая игра также будет полезна и интересна. Попросите их записать за определенное время как можно больше названий синих, железных, горячих или каких-либо еще предметов, явлений, понятий. Выиграл тот, кто за пять минут вспомнил и записал больше слов. Кроме того, эта игра поможет вам занять пришедших к вам в гости, на день рождения ребенка, на праздник или просто весело скоротать дождливый вечерок.

Назад