Обзоры статьей

Диагностика речевых нарушений

Творческая группа учителей-логопедов Советского района г.Орла

Проблемы семейного воспитания детей с ограниченными возможностями здоровья

20-02-2017

Семья – особая социальная группа. Её члены не равны между собой по значимости и обязанностям. Они выполняют определённые роли по отношению друг к другу. В полной семье с нормальным распределением ролей отец является формальным лидером. Он соблюдает социальный порядок и наказывает детей за провинности. Мать – неформальный лидер, хранительница очага, следит за поведением детей, но не наказывает их, а обращается к отцу, мнение которого сама же исподволь формирует. Такое распределение ролей обеспечивает более позднее возникновение и более спокойное разрешение конфликтов, когда дети вырастают и начинают добиваться равенства с родителями. Борьба взрослеющих детей за социальную значимость – явление неизбежное. Заканчивается она перераспределением семейных ролей или уходом детей из семьи.

В семьях с детьми-инвалидами роли изменены. Интересы семьи сосредоточены на инвалиде. Мать, занятая его воспитанием, зачастую становится формальным лидером. В то же время сам особый ребёнок обладает значительно меньшей свободой и социальной значимостью, чем обычные дети. Все решения относительно его проблем принимает мать. Она и остальные члены семьи диктуют ему его поведение. Его низкий социальный статус иллюстрируется тем, что члены семьи, в частности мать, часто говорят о нём от его имени в его присутствии, лишая его возможности выразить собственное мнение. Наиболее ярко эти семейные взаимодействия проявляются в отношении детей с задержкой развития.
Семья сходна с организмом в том, что роли и действия её членов составляют жизненный баланс, условие её жизнеспособности. Поэтому они очень устойчивы, стереотипированы и выполняются неосознанно.
Описанный семейный стереотип в отношении ребёнка-инвалида приводит к своеобразию формирования его личности:
  Высокой степени зависимости от семьи
  Отсутствию или слабости навыков внешних социальных взаимодействий
  Элементам аутичного поведения в семье
  Гиперкомпенсации (самоутверждению) в подростковом возрасте через неадекватные реакции - немотивированные отказы, негативизм, истерические эмоциональные реакции, преувеличение своих недостатков, уход в сверхценные увлечения (рисование, музыкальные записи, компьютерные игры и.т.д.)
  Развитию страхов, боязни активных действий.
Развиваясь в процессе взросления эти особенности могут привести к таким личностным отклонениям, которые по своим последствиям значительнее, чем основное заболевание, ибо формируется личность дефицитарная, недостаточная в социальном аспекте.
Следует отметить, что дети, у которых возможности контактов затруднены в результате нарушений нервной системы или моторики, значительно меньше контактируют не только с посторонними сверстниками, но и с близкими по возрасту своими родственниками, поскольку такие контакты лежат вне сферы интересов и притязаний обычных детей. Лишенные возможности игр со сверстниками, дети строят свой “внутренний театр” с умозрительными играми. Внешние контакты заменяются проигрыванием ситуаций в этом театре, поведение же становится аутичным, с характерными движениями самостимуляции. Тем не менее, такое поведение не мешает им анализировать действительность, делать логические выводы и осознавать своё социальное положение. “Иллюзорный театр” свойственен и здоровым детям, лишённым игр со сверстниками, поэтому причиной его нельзя считать отклонение психики – это реакция на дефициты общения. С другой стороны, необходимо учесть, что ребёнок, ведущий себя необычно, способен воспринимать социальные отношения, судить (и осуждать) взрослых с позиций общепринятой морали.
Протестные неадекватные реакции в той или иной мере присущи всем подросткам. Если родители обычных детей воспринимают их как неизбежное зло и в большинстве воздерживаются от административных санкций, то родители детей с ограниченными возможностями, в особенности детей с задержкой развития, расценивают их как патологию, считают побочным проявлением основного заболевания или нарушением психики. Результатом является применение психотропных препаратов вместо мер социального характера, что приводит к ещё большей недостаточности личности. Чаще всего это происходит в семьях, где необычный ребёнок – единственный, и у матери нет опыта воспитания.
Нормализация воспитания ребёнка с ограниченными возможностями начинается с повышения его социальной значимости в семье. Развивающие занятия с ребёнком в отрыве от семьи не принесут желаемой пользы, равно как и индивидуальная работа психолога с матерью. Недостаточно эффективны также, на наш взгляд, психосоциальные тренинги пары мать – ребёнок. Необходимо как можно раньше сформировать активное поведение ребёнка в естественных условиях семьи, адаптировать его к выполнению посильных обязанностей, развивать различные виды его контактов со всеми членами семьи в процессе выполнения этих обязанностей и возможно более частое их игровое выполнение.
Поэтому нужны специальные занятия социальных психологов или специалистов семейного сопровождения с семьёй в её наиболее полном составе как с тренинговой группой по развитию навыков управления. Однако не всегда семья видит целесообразность таких занятий. Трудности этого направления социальной терапии заключаются и в организации занятий. Семьям в полном составе очень редко удаётся посещать социальные службы из-за занятости, поэтому предпочтительнее патронаж и семейное сопровождение, что требует штата специалистов этого профиля и организации специальных служб.
Другое социально-терапевтическое направление нормализации семейного воспитания детей с отклонениями – формирование межсемейных коллективов или групп соседской взаимопомощи методами макросоциальной территориальной работы.
При создании таких коллективов их члены помимо семейных ролей приобретают новые роли. Для необычного ребёнка роль в коллективе оказывается более значимой, чем роль в своей семье, потому что для “не своих” родителей он является личностью более высокого социального ранга.
Деятельность групп взаимопомощи организуется методом семейного центра. Необходимо место, где они могли бы постоянно собираться. Таким местом могут быть определённые помещения в социальных службах. Формы деятельности коллективов ненавязчивы, разнообразны и соответствуют возможностям актива этих групп - от совместных праздников и дней рождения до кружков по интересам, артелей самозанятости, обмена подержанными вещами и т. д. В эти формы можно облечь и тренинговые психосоциальные занятия, делая их тем самым привлекательными по внешним задачам и ненавязчивыми. Важно то, что в эту деятельность семьи вовлекаются, находя в ней конкретные социальные цели, чувство локтя, и в процессе этой деятельности необычному ребёнку подбирается созидательное занятие. Он получает возможность общения с широким кругом лиц, для которых он имеет достаточно высокий социальный статус, и у родителей под влиянием этих постоянных контактов постепенно изменяется стереотип социальных взаимодействий со своим ребёнком.
Обучение специалистов, владеющих методами социальной терапии в обоих направлениях, и развитие социально-терапевтической работы с семьями представляется нам одной из возможностей решения проблем детской инвалидности.
 

Назад