Обзоры статьей

Диагностика речевых нарушений

Творческая группа учителей-логопедов Советского района г.Орла

Процессы усвоения детьми грамматического строя речи

04-12-2014

Консультация для родителей
 
 
Белкина Н.А.
Учитель – логопед МБОУ – лицея №1 им. М.В. Ломоносова г. Орла.
 
 Процесс усвоения ребенком грамматического строя сложный, он связан с аналитико-синтетической деятельностью коры головного мозга. Механизм развития этой сложной умственной деятельности раскрыл И. П. Павлов, высказав мысль о том, что грамматика есть своеобразная форма динамического речевого стереотипа.
Физиологическим механизмом освоения грамматического строя является выработка динамического стереотипа. Ребенок, наблюдая реальные отношения предметов, воспроизводя их в речи, делает определенные выводы, обобщения, а затем интуитивно подчиняет свою речь этим правилам.
В физиологии установлена условно-рефлекторная основа усвоения грамматической стороны речи. У ребенка вырабатывается определенный динамический стереотип при изменении имен существительных, прилагательных и других грамматических форм. Ребенок усваивает, что для выражения тех или иных мыслей требуется употребление определенных грамматических форм.
Выработка динамического стереотипа облегчается большой его устойчивостью. Если ребенок усвоил падежные окончания, то безошибочно употребляет их, если это соответствует общей системе языка. Но вместе с тем наблюдается недостаточная гибкость в применении динамического стереотипа. Ребенок употребляет усвоенные грамматические формы и в тех случаях, когда имеются отступления от системы. Например: «Мы видели в зоопарке «слон»; «Мне мама подарила «утеночек» (как и «Мне мама купила стол»).
То же наблюдается в употреблении неизменяемых имен существительных. Ребенок твердо усвоил в практике общения, что все слова (существительные) изменяются, поэтому изменяет такие слова, как пальто, пианино, кофе и др.
А. Н. Гвоздев отмечал, что три основные части русского языка представляют различные трудности: в отношении существительных наиболее трудно усвоение окончаний, в отношении глаголов – овладение основами, в отношении прилагательных – словообразование (сравнительная степень).
А. Н. Гвоздевым раскрыта следующая закономерность. В усвоении грамматического строя наблюдается определенная последовательность: сначала усваивается все наиболее типичное, рядовое, все продуктивные формы в области словообразования и словоизменения (падежные окончания имен существительных, формы изменения глаголов по лицам, временам).
Все единичное, исключительное, нарушающее нормы этой системы, нередко подвергается вытеснению в речи ребенка. Постепенно путем подражания речи окружающих образцы перенимаются в целом виде. Единичные, стоящие особняком слова усваиваются уже в школьном возрасте.
Речь детей развивается прежде всего на основе подражания речи взрослых, заимствования и воспроизведения образцов их речи. Но в этом овладении речью существенную роль играют явно «неподражательные» элементы психологического механизма речевого развития – обобщение языковых и речевых явлений.
Формирование языковых обобщений в процессе развития речи начинается рано, и именно они составляют ядро психологического механизма усвоения языка, а не простое подражание взрослым.
Усвоение грамматики связано с когнитивным развитием ребенка, поскольку формирование языковых обобщений в речи предполагает работу мышления. Процессы анализа, синтеза, абстракции и обобщения приводят к усвоению лексических и грамматических значений.
Трудности и постепенность усвоения грамматического строя объясняются несколькими причинами: особенностями возраста, закономерностями усвоения морфологической и синтаксической сторон речи, сложностью грамматической системы. В русском языке, что уже отмечалось выше, много нетипичных форм, т.е. исключений из правил. Употребляя нетипичные формы, дети часто ошибаются.
Чаще всего эти погрешности вызваны особенностями местных говоров, диалектной речью окружающих.
Морфологические и синтаксические стороны речи развиваются параллельно. В овладении синтаксисом меньше сложностей, хотя замечено, что синтаксические ошибки устойчивее. Они менее заметны окружающим, так как дошкольники, пользуясь устной формой речи, в основном употребляют предложения с несложной конструкцией.
 
При обследовании речи младших школьников необходимо учитывать, что процесс становления грамматического строя еще далеко не за­кончен. Более того, основным механизмом освоения грамматического строя является обобщение и классификация грамматических форм и законов.
Второй момент, который необходимо учитывать, состоит в том, что ребенок в дошкольном возрасте овладевает устной формой речи и поэтому грамматика, которой он владеет, явля­ется грамматикой устной речи. В устной речи дети могут ис­пользовать диалектизмы и те формы, которые устойчиво упот­ребляет взрослое окружение, в ней может отсутствовать ряд форм и конструкций, которые в устной речи звучат редуциро­вано. Поэтому проверить самостоятельное употребление или пони­мание данных грамматических форм дошкольниками без спе­циального обучения не представляется возможным.
Таким образом, специфика развития грамматического строя в онтогенезе накладывает ограничения, как на способ предъявления материала, так и на характер предъявляемого материала.
 
При анализе структуры речевого дефекта ребёнка существенным моментом является выявление уровня владения сложными грамматическими единицами и структурами, поскольку состояние звукопроизношения, фонематического восприятия, словаря детей и других составляющих речи не является достаточным показателем её недоразвития.
Выявление того, как ребёнок оперирует сложными системами грамматических высказываний, представляет существенное звено  в анализе патологии речевой деятельности и должно занимать одно из центральных в процессе обследования.
При специальном обследовании грамматического строя речи логопед должен решить следующие задачи:
- выявить уровень владения грамматическими средствами в самостоятельной речи;
- выявить уровень понимания грамматических единиц и конструкций;
- определить степень обучаемости грамматическому оформлению языковых и речевых единиц;
- выяснить характер грамматических ошибок;
- наметить пути формирования грамматического строя устной и письменной речи.
Обследование грамматического строя проводится на трёх уровнях: синтаксическом, словообразовательном и словоизменения. В процессе тестирования детям сначала предлагаются задания, направленные на изучение состояния грамматического строя активной речи, а при отсутствии тех или иных грамматических единиц в самостоятельной речи - задания на их понимание.
 В процессе обследования  материал структурируется не только по его относительной сложности, но и в соответствии с его грамматической моделью. Использование однотипной грамматической модели позволяет специалисту выявить обучаемость ребёнка языковым явлениям, то есть наличие у него так называемого "чувства языка", что служит дополнительным параметром при функциональной диагностике пограничных нарушений.

Назад