Обзоры статьей

Диагностика речевых нарушений

Творческая группа учителей-логопедов Советского района г.Орла

Следующие десять заданий позволят вам понять причины трудностей при обучении письму

30-06-2016


 1. Проверьте, умеет ли ребенок манипулировать мелкими предметами. Дайте, например, пакет с пуговицами и попросите отделить мелкие от более крупных, цветные от белых и т.п., а потом нанизать их на леску или шнурок. Отметьте, как ребенок выполняет это задание:
• уверенно, достаточно быстро, движения четкие (+);
• очень медленно, неловко (-).


2. Попросите ребенка взять указательным и большим пальцами правой или левой руки карандаш (ручку) и покрутить его.
• Получается, карандаш не падает (+).
• Не получается (-).


3. Попросите ребенка нарисовать несколько вертикальных и горизонтальных линий, четырехугольник, квадрат, овал, круг.
• Получается — линии ровные, четкие, без разрывов, фигуры с ровными линиями, четкими углами, овалы и круги правильной формы (+).
• Не получается (-).


4. Попросите ребенка заштриховать небольшой рисунок. Предварительно покажите, как это сделать. Оцените ровность, параллельность, правильность направления штрихов.
• Получилось (+).
• Не получилось (-).


5. Попросите ребенка внимательно посмотреть и запомнить сначала одну, потом две, а затем три фигуры (с. 6). Закрыв фигуру, попросите ее нарисовать. Можете использовать любые задания (с. 8).
• Получается (+).
• Не получается (-).


6. Попросите ребенка дополнить (закончить) рисунок (с. 13).
• Получается (+).
• Не получается (-).


7. Попросите ребенка скопировать рисунки (с. 21)
• Фигуры скопированы правильно, с соблюдением размеров, направлений штрихов, сочетания частей, линии ровные, уверенные (+).
• Нарушены размеры, перепутано направление штрихов, линии разорванные, неровные, дрожащие (-).


8. Попросите ребенка выделить (найти) одинаковые фигуры или сочетания фигур в заданиях.
• Ребенок ищет и правильно выделяет фигуры (рисунок) не более чем за 6 секунд (+). • Более 6 секунд ищет «такую же» фигуру (-).
• Не выделяет (неправильно показывает) «такую же» фигуру (-).


9. Попросите ребенка сложить простые фигуры из деталей по образцу (с. 9).
• Быстро и уверенно складывает из деталей образец (+).
• Работает очень медленно, с подсказкой, неуверенно (-).


10. Поиграйте с ребенком вот в такую игру: возьмите чистый лист бумаги (можно большой), дайте ребенку фломастер (маркер, толстый карандаш или мелок). Представьте, что вы едете на автомобиле и ребенок чертит на бумаге маршрут: «Едем прямо, сворачиваем направо, продвигаемся вперед, стой, дорога пере- крыта, поворачиваем назад, потом налево, делаем круг и...» Получится схема движения.
• Получается (+).
• Не получается (-).

 
Эти задания предлагаются не столько для оценки, сколько для того, чтобы «минусы» при выполнении определенных заданий подсказали вам, над чем нужно работать. «Минусовое» выполнение заданий 1—4 — показатель трудностей, связанных преимущественно с несформированностью координации движений и зрительно-моторных координаций.
При трудностях в выполнении заданий 1—2 обратите внимание на положение ручки, дополнительно выполняйте упражнения с мелкими предметами.
При трудностях в выполнении заданий 5—6 необходима дополнительная тренировка зрительной памяти.
При трудностях в выполнении заданий 7—10 необходимо уделить внимание развитию зрительно-пространственных и зрительно-моторных координаций.

Назад