Обзоры статьей

Диагностика речевых нарушений

Творческая группа учителей-логопедов Советского района г.Орла

Упражнения для губ и язычка.

13-12-2016

На начальном этапе рекомендуется речевая гимнастика для развития, уточнения и совершенствования основных движений органов речи. Проводить гимнастику надо ежедневно, чтобы вырабатываемые у ребенка двигательные навыки закреплялись, становились более прочными. Гимнастику можно делать перед общей утренней зарядкой или перед завтраком в течение 5 - 7 минут. Не следует предлагать детям более 3 - 5 упражнений на одном занятии. При отборе материала надо соблюдать последовательность, переходя от простых упражнений к более сложным. Проводить гимнастику рекомендуется в игровой форме, сидя или стоя перед зеркалом.
 


Лягушка. 
Удерживание губ в улыбке, как бы беззвучно произнося звук и. Передние верхние и нижние зубы обнажены.
Тянуть губы прямо к ушкам очень нравится лягушкам.
Улыбаются, смеются, а глаза у них, как блюдца. 

Как весёлые лягушки тянем губки прямо к ушкам.
Потянули - перестали. И нисколько не устали!

 


Слон. 

Вытягивание губ вперёд трубочкой, как бы беззвучно произнося звук у.
Подражаю я слону -
Губы хоботом тяну.
А теперь их отпускаю
И на место возвращаю.

 


Лягушка-слон. 

Чередование положений губ: в улыбке - трубочкой. Упражнение выполняется ритмично, под счёт. 
Свои губы прямо к ушкам растяну я, как лягушка.
А теперь слонёнок я, хоботок есть у меня. 
 


Рыбка. 

Спокойное широкое открывание и закрывание рта. Упражнение выполняется ритмично, под счёт. 

 


Качели. 

Рот широко открыт, губы в улыбке. Ритмично меняем положение языка: 1) кончик языка за верхними резцами; 2) кончик языка за нижними резцами. Двигается только язык, а не подбородок! 
На качелях я качаюсь вверх, вниз, вверх, вниз.
И всё выше поднимаюсь вверх, вниз, вверх, вниз.

 


Часики. 

Рот приоткрыт, губы растянуты в улыбке. Кончик языка поочерёдно касается то левого, то правого угла рта. Упражнение выполняется ритмично, под счёт. Подбородок не двигается! 
Тик-так, тик-так, ходят часики вот так.

 


Лопаточка.

 Рот приоткрыт, губы растянуты в улыбке. Широкий, расслабленный язык лежит на нижней губе. Такое положение удерживается 5-10 сек. Если язычок не хочет расслабиться, можно похлопать его верхней губой, произнося при этом: пя-пя-пя. 
Язычок широкий, гладкий, получается лопатка.
И при этом я считаю: раз, два, три, четыре, пять...

 


Иголочка. 

Рот приоткрыт, губы растянуты в улыбке. Высунуть изо рта узкий, напряжённый язык. Удерживать 5-10 сек. 
Язычок вперёд тяну, подойдёшь, и уколю.
И опять буду считать: раз, два, три, четыре, пять...

 


Лопаточка-иголочка. 

Чередование положений языка: широкий-узкий. Упражнение выполняется ритмично, под счёт. 
Язык лопаточкой лежит и нисколько не дрожит.
Язык иголочкой потом и потянем остриём. 


Назад