Обзоры статьей

Диагностика речевых нарушений

Творческая группа учителей-логопедов Советского района г.Орла

Диагностика уровня развития графомоторных навыков

23-11-2016

 

«Рука – это вышедший наружу мозг человека»
И.Кант
 
Одной из сторон развития человека является развитие речи. Речь– явление многогранное. Речь представляет собой сложный физиологический, мыслительный, языковой, сенсомоторный процесс, в котором переплетаются как более элементарные (сенсомоторный, гностико – практический), так и высокоорганизованные уровни (смысловой, языковой). В связи с этим речь и её нарушения изучают многие науки.
Речь бывает – устная и письменная. Развитие письменной речи не может происходить успешно без овладения самой техникой письма, – без овладения графическим навыком. Исходя из определения, данного Н.Г. Агарковой графический навык – это автоматизированный способ дифференцировки и перекодирование звуков (фонем) речи в соответствующие буквы, начертание их на бумаге и вместе с тем осознание воспроизводимых буквенных комплексов (слов).
Таким образом, логопедическое обследование, связанное с проблемами нарушения речи, включает обследование графомоторных навыков.
Психологи отмечают, что для формирования навыка важно, чтобы обучающийся был подготовлен к обучению этому навыку. При этом любой навык имеет свои специфические сферы, которые должны быть в состоянии готовности к моменту формирования навыка. Иногда он может образоваться только на базе уже значительно сформировавшегося другого навыка.
В исследовании Г.Н. Рахмаковой так же отмечается, что низкий уровень познавательной активности, недостаточная сформированность операций анализа, отвлечения и обобщения, синкретичность и нерасчлененность мышления, незрелость мотивации учебной деятельности – затрудняют овладение графическим навыком письма.
Графический навык осложняется тем, что у детей 6 – 7 лет еще слабо развита мелкая мускулатура кисти, не закончено окостенение костей запястья и фаланг пальцев, несовершенна нервная регуляция движений, низкая выносливость к статическим нагрузкам. Процесс письма включает в себя многокомпонентную психофизиологическую структуру: зрительный и слуховой анализ, артикуляцию, формирование и сохранение зрительно двигательного образа каждого графического элемента, а также сложнейшие механизмы координации и регуляции движений.      
Трудности овладения графомоторными навыками – явление в наши дни нередкое, они обнаруживаются в первом классе и в значительном числе случаев сохраняются и позже, отчетливо проявляясь при повышении требований и усложнении формы письменных заданий: от написания букв, слогов к написанию более сложных предложений.
Неподготовленность к письму, недостаточное развитие мелкой моторики, зрительного восприятия, внимания может привести к возникновению в дальнейшем негативного отношения к учёбе, тревожного состояния ребёнка в школе. 
Приложение
 

А) ДИАГНОСТИКА УРОВНЯ РАЗВИТИЯ ГРАФОМОТОРНЫХ НАВЫКОВ

у будущих первоклассников

Обследование развития уровня графомоторных навыков и других вспомогательных процессов у будущих первоклассников проводится по следующим критериям:
  1. Определение ведущей руки 
(Применялась методика М. Озьяс).
Детям предлагается ряд упражнений:
- «Переплетение пальцев рук». Ребенку предлагается сложить руки в замок (выполнялось быстро, без подготовки). Считается, что у правшей сверху ложится большой палец правой руки, у левшей — левой.
- «Поза Наполеона» — складывались руки на уровне груди. Принято считать, что у правшей правая кисть лежит сверху на левом предплечье.
 
  1. Определение уровня развития мелкой моторики рук  
(Использовались методики  Н.О.Озерецкого и Н.И.Гуревич).
Детям предлагаются следующие упражнения:
1)«Обводим кисти рук»
Методика проведения: для обследования необходимы: лист бумаги и карандаш или ручка. Ребенок сидит за столом, кладём перед ним лист бумаги и просим положить руки так, чтобы на нем свободно разместились обе ладони с разведенными пальцами.
После этого обводим кисти рук ребенка карандашом или ручкой. Смотрим, что получилось. Потом снова просим положить руки на бумагу так, чтобы они совпадали с контурами. После этого объясняем суть задания: «Сейчас мы с тобой поиграем. Я буду показывать тебе пальчики на твоей руке, а ты будешь поднимать только тот пальчик, который я покажу. Другие пальцы поднимать не надо». Убедившись, что ребенок правильно понял задание, начинаем.
В случайном порядке указываем ребенку палец, который он должен поднять, прикасаясь к нему карандашом: «Этот пальчик. Теперь этот…» Начинать нужно с правой руки.
Для того чтобы исключить угадывание, указывать пальцы следует в такой последовательности: 5 – 1 – 2 – 4 – 3 (1 – большой палец, 5 – мизинец).
Затем испытание проводится на левой руке, потом снова на правой и на левой. Таким образом проба проводится на каждой руке дважды.
    При выполнении «нужного» движения указанного пальца, могут появляться «ненужные» движения других пальцев. Это происходит непроизвольно. Эти «лишние» движения называются синкинезиями. Синкинезии возникают в результате недостаточной дифференцированности движений, когда при совершении требуемого действия включаются ненужные для его выполнения мышцы. Наличие синкинезий отмечают стрелочками (от «нужного» к «ненужному» пальцу).
2)«Ребро, кулак, ладонь»
Методика проведения: ребенку показывают три положения руки на плоскости стола, последовательно сменяющих друг друга. Ладонь на плоскости, ладонь, сжатая в кулак, ладонь ребром на плоскости стола, распрямленная ладонь на плоскости стола. Ребенок выполняет пробу вместе с педагогом, затем по памяти в течение 8—10 повторений моторной программы. Выполняется сначала правой рукой, затем — левой, затем — двумя руками вместе.
 
III.Определение уровня развития пространственных представлений.(Применялись материалы Т.А.Павловой).
Обследование пространственных представлений состоит из нескольких блоков: зрительно-пространственный гнозис, моторный праксис, слухомоторная координация. 
Зрительно-пространственный гнозис 
1)  Узнавание предметов:
• по контуру;        • с наложением изображений;       • разного шрифта.
2)  Различение основных направлений пространства в схеме собственного тела: 
• верх — низ                         • право — лево 
3)  Различение основных направлений пространства относительно собственного тела: 
• сверху — снизу                • справа — слева                       • над — под 
4)  Различение основных направлений пространства относительно определенного предмета:
• выше — ниже           • правее — левее                  • правый верхний — левый нижний

Моторный праксис (мелкая моторика рук)
1. Пересчет пальцев правой руки.
2. Пересчет пальцев левой руки.
3. Пересчет пальцев обеих рук.
4. Ладонь — кулак.
Слухомоторная координация
1. Воспроизведение ритма по слуховому образцу.
2. Воспроизведение ритма по словесной инструкции.
3.Подсчет быстрых и медленных ударов.
IV.Выявление трудностей зрительного восприятия.  
(Переработанная М.М.Безруких тестовая методика M.Frosig).
Зрительное восприятие состоит из большого числа функций, поэтому обследование комплексную систему для оценки различных сторон зрительного восприятия, таких, как:
             1)Зрительно-моторная координация включает проведение непрерывной прямой, кривой и изогнутой под различными углами линий от заданного начала к заданному концу границами или по заданному образцу. Детям предлагаютя такие задания как:
Задание 1. Здесь нарисованы точка и звездочка (показать). Нарисуй прямую линию от точки до звездочки, не отрывая карандаш от бумаги. Постарайся, чтобы линия была как можно ровнее. Закончив, отложи карандаш.
Задание 2. Здесь нарисованы две вертикальные линии (показать). Найди середину первой линии, а затем — второй. Нарисуй прямую линию от середины первой полосочки до середины второй. Не отрывай карандаш от бумаги. Закончив, отложи карандаш.
Задание 3. Посмотри: вот нарисована дорожка (показать). Тебе нужно нарисовать прямую линию от начала до конца дорожки по ее середине. Постарайся, чтобы линия не задевала края дорожки. Не отрывай карандаш от бумаги. Закончив, отложи карандаш.
В течение всего исследования постоянно контролировалось, чтобы ребенок не отрывал карандаш от бумаги, не вертел лист, так как при повороте листа вертикальные линии становятся горизонтальными, и наоборот. Если ребенок упорно старался перевернуть лист, то результат этого задания не учитывался. При выполнении заданий, в которых даны направления движения, внимание уделялось тому, чтобы испытуемый проводил линии в заданном направлении. Если он проводил  линии в обратном направлении, результат выполнения задания не учитывались.
2) Фигуро - фоновое различение  включает нахождение заданной фигуры при увеличении количества фоновых фигур. В заданиях использовались пересечения фигур и «скрытые» геометрические фигуры. Детям предлагались следующие задания:
Задание 1. Будем находить знакомые фигуры и обводить их. Ребёнок в течение некоторого времени смотрел внимательно на карточку, где нарисован треугольник (прямоугольник, полукруг, звезда). А затем на рисунке находил  и обводил цветным карандашом спрятанный там треугольник.
3) Постоянство очертаний включает опознание центральной геометрической фигуры, имеющей разные размеры, тона, текстуры и расположение в пространстве. Для опознания в качестве центральной предлагаются круг и квадрат.
Задание 1. На листе бумаги нарисовано много различных фигур. Ребёнку предлагается из множества фигур выбрать только квадраты.
Задание 2. А на тестовом листе (с множеством фигур) найти и обвести как можно больше кругов.
Демонстрационные карточки предъявляются лишь на время объяснения, затем убираются. Время выполнения задания не ограничено.
  4) Положение в пространстве:  включает узнавание повернутых и перевернутых геометрических фигур, групп фигур и букв в сериях.
Задание 1. Ребёнку предлагается посмотреть на первую строчку, где нарисованы круги. Инструкция: Найди точно такой же круг среди остальных и зачеркни его. Смотри внимательно, круги очень похожи, но лишь один из них «правильный».
Задание 2.  А в этом задании образец — буква. Найди такую же среди остальных букв и зачеркни ее.
 5) Пространственные отношения  включают анализ и копирование несложных форм, состоящих из линий различной длины и углов.
Задание: посмотри внимательно на рисунок задания. Ты видишь фигуру (показать на рисунке). На что она похожа? Но она нарисована не просто так, а по точкам, т.е. каждая линия идет от одной точки к другой. Тебе нужно нарисовать такую же фигуру, соединяя линиями свободные точки. Будь внимателен, следи, от какой точки к какой идут линии. 
V.Определение развития графического навыка.
(По критериям предложенным Н.В.Нижегородцевой).
Для обследования графического навыка следует использовать:
• графический диктант;
• рисование линий: прямые дорожки, фигурные дорожки;
• рисование: по точкам, по контурам, по клеточкам;
• выполнение штриховок: с различным направлением движения руки, силуэтных штриховок.
При выполнении упражнений хорошо использовать разные материалы – карандаши, фломастеры, мелки.
VI.Определение уровня владения графомоторными навыками:
При оценивании результатов используется «Уровневая система», где высокий уровень получают дети, которые качественно без ошибок выполняли задание; средний – при выполнении заданий допускали незначительные неточности и погрешности; низкий – множественные неточности и погрешности; несформированность - не выполнили задание вообще. Данные,  полученные при диагностировании детей, заносятся в таблицу.
Ф.И.ребенка Критерии
  Определение ведущей руки Определение уровня развития мелкой моторики рук Определение уровня развития пространственных представлений. Выявление трудностей зрительного восприятия Определение развития графического навыка
1.          
Задача педагога состоит в том, чтобы в содружестве с семьей развить графомоторные навыки с помощью разнообразных методов и приемов обучения, создать условия для накопления ребенком двигательного и практического опыта и прежде всего ручной умелости, без которой невозможно всестороннее развитие личности.
Действительно, процесс овладения графомоторной деятельностью является довольно трудоёмким для ребёнка. А поскольку количество детей этой категории постоянно увеличивается, проблема развития и коррекции графомоторных навыков у них довольно актуальна. Это может перерасти в ошибки на письме, что в свою очередь приведёт к снижению успеваемости.
 

Б) ДИАГНОСТИКА УРОВНЯ РАЗВИТИЯ ГРАФОМОТОРНЫХ НАВЫКОВ

у учащихся начальной школы

Обследование школьников, страдающих нарушениями письма при нормальном интеллекте, слухе, зрении, без выраженных аффективных расстройств, которое включало:
Серия I.
Обследование возможностей обводки.
Задание № 1. Обводка геометрических фигур.
Процедура проведения задания: предлагается обводить геометрические фигуры:
а) круги  б) квадраты.
Задание № 2. Обводка линий.
Процедура проведения задания: предлагается обвести линии: - волнистые; - ломаные.
Варианты выполнения заданий:
Инструкция: «Я буду считать, а ты обводи фигуры под мой счёт».
  1. в произвольном (умеренном) ритме,
  2. в ускоренном темпе,
  3. под заданный ритм.
Каждый вариант имеет три версии выполнения:
  1. по пунктирам,
  2. по точкам,
  3. по готовому контуру.
Особенности: в течение всей серии исследователь постоянно контролирует, отрывает ли карандаш от бумаги, не вертит ли лист. При выполнении задания, в котором даны направления движения, необходимо фиксировать, сохраняет ли испытуемый направление, откуда начинает рисовать.
Параметры оценки:
  1. Метрические характеристики.
«2» - полностью выдержан размер;
      «1» - изменён размер 1-2-х элементов;
«0» - размер всего узора сильно изменён, не соответствует образцу.
  1. Координаторные характеристики.
«2» - линии чёткие, ровные, не выходят за границы строки;
«1» - линии неровные, есть незначительный выход за границы строки;
«0» - линии кривые, сильно выходят за границы строки.
  1. Оценка результатов для 1 и 3 вариантов.
«2» - выдержан заданный ритм;
«1» - однажды сбивается с ритма, после чего возможно дальнейшее выполнение задания;
«0» - не выдержан ритм; однажды сбивается с ритма: выполнение задания не возможно.
  1. Оценка результатов для 2-го варианта.
«2» - выдержан заданный темп;
«1» - с ускорением темпа однажды сбивается, возможно дальнейшее выполнение задания;
«0» - темп не выдержан.
  1. Устойчивость программы.
«2» - выполнение в соответствии с намеченной структурой;
      «1» - отклонения от намеченной структуры;
«0» - полностью нарушена структура.
  1. Скорость выполнения.
«2» - умеренная;
«1» - низкая, за предложенное время выполняет больше половины задания;
«0» - низкая, за предоставленное время выполняет меньше половины задания.
  1. Сила нажима.
           «2» - нажим нормальной (средней) силы;
          «1» - усиленный нажим или слабый нажим.
Задание № 3. Обводка сложной фигуры, состоящей из множества элементов (линий изогнутых под разными углами в различном направлении).
Процедура проведения: предлагается обвести по пунктирному контуру сложную фигуру. Задание выполняется в одном режиме.
Инструкция: «Обводи фигуру так, как указывает стрелка».
Параметры оценки.
«2» - контрольная фигура обведена правильно по направлению стрелок, без разрывов, обводок, углов или отклонений.
«1» - при обведении контрольной фигуры место отрыва приходится на стрелку, а дальше ребенок продолжал работать без отрыва;
      - при выполнении задания ребенок отрывал карандаш, но продолжил работу без углов, разрывов, обводок:
«0» - при проведении контрольной фигуры ребенок отрывал карандаш, а проводимая линия имеет разрывы, углы, большие отклонения от стимулирующей линии или обводки:
     - при обведении контрольной фигуры ребенок «не видит» стрелок, а работает так, как ему удобнее.
Так же оцениваются:
Скорость выполнения.
«2» - умеренная;
«1» - низкая, за предложенное время выполняет больше половины задания;
«0» - низкая, за предоставленное время выполняет меньше половины задания.
Сила нажима.
«2» - нажим нормальной (средней) силы;
«1» - усиленный нажим или слабый нажим.
 
Уровни: высокий 20 баллов (обводка геометрических фигур, линий – 14, сложных фигур - 6), средний 10 баллов (7 и 3), низкий – 2 – 5 баллов, несформированность – 0 баллов.
 
Серия II.
Обследование возможностей штриховки.
Задание №1. Штриховка геометрических фигур.
Процедура проведения: предлагается заштриховать контур простых фигур (круг, квадрат, треугольник).
Задание № 2. Штриховка сложных фигур.
Процедура проведения: предлагается заштриховать фигуры со сложным контуром (гриб, звезда, машина).
Варианты выполнения:
  1. Штриховка в произвольном (умеренном) темпе.
Инструкция: «Заштрихуй фигуры, как показано стрелкой».
  1. Штриховка в ускоренном темпе.
Инструкция: «Продолжай делать так же, но быстрее».
  1. Штриховка под заданный ритм (под счёт).
Инструкция: «Я буду считать, на «раз» - проводи линию, на «и»- нет».
Каждый вариант имеет 2 версии выполнения:
  1. по пунктиру;
  2. по линии.
Каждая версия выполняется в трёх позициях:
- в вертикально,
-горизонтально,
-диагонально (под углом 45˚).
Параметры оценки:
  1. Метрические характеристики.
«2» - нет выхода линий за границы контура рисунка;
«1» - однократный выход за пределы границ контура;
«0» - не выдержаны границы рисунка.
  1. Координаторные характеристики.
«2» - линии чёткие, ровные, расположены параллельно друг другу, позиция полностью сохранена;
«1» - линии неровные, есть отклонения линии
«0» - линии кривые,
  1. Оценка результатов для 1 и 3 вариантов.
«2» - выполняет задание под заданный ритм;        
«1» - однажды сбивается с ритма, после чего возможно дальнейшее выполнение задания;
«0» - не выполняет задание под ритм; однажды сбиваясь с ритма не возможно дальнейшее выполнение задания.
  1. Оценка результатов для 2-го варианта.
«2» - выполняет задание под заданный темп;
«1» - с ускорением темпа однажды сбивается, возможно дальнейшее выполнение задания;
«0» - с ускорением темпа сбивается, не может выполнять задание.
  1. Скорость выполнения.
«2» - умеренная;
«1» - низкая, за предложенное время выполняет больше половины задания;
«0» - низкая, за предоставленное время выполняет меньше половины задания.
  1. Сила нажима.
«2» - нажим нормальной (средней) силы;
«1» - усиленный нажим или слабый нажим.
 
Уровни: высокий 12 баллов (штриховка геометрических фигур, сложных фигур – 12), средний 6 баллов (а, б - 6), низкий – 1 – 4 баллов, несформированность – 0 баллов.
 
Серия III.
Обследование возможности копирования.
Задания выполняются в одном режиме, сначала одной рукой, затем другой рукой. Время выполнения – 1 минута.
Задание № 1. Копирование узора.
Процедура проведения: предлагается рисовать узор, составленного из двух сменяющихся звеньев.
Инструкция: «Я сейчас начну рисовать узор. Продолжай его до конца сточки, не отрывая ручку от бумаги. А теперь сделай то же самое левой рукой».  
Параметры оценки.
  1. Устойчивость программы.
«2» - в соответствии с намеченной структурой;
«1» - с отклонениями от намеченной структуры;
«0» - полностью нарушается структура.
  1. Возможность переключения с одного элемента программы на другой. 
 Оценивается по количеству персевераторных ошибок на строке.
«2» - не более 1 ошибки;
«1» - 2-3 ошибки;
«0» - 4 и более ошибок.
  1. Контроль собственной деятельности.
«2» - отсутствие ошибок, нуждающихся в исправлении (пропусков деталей и т.д.),
«1» - наличие подобных ошибок и самостоятельное их исправление по указанию исследователя;
«0» - отсутствие самокоррекции даже после указания на ошибки исследователем.
  1. Скорость выполнения.
«2» - умеренная;
«1» - низкая, за предложенное время выполняет больше половины задания;
«0» - низкая, за предоставленное время выполняет меньше половины задания.
  1. Сила нажима.
«2» - нажим нормальной (средней) силы;
«1» - усиленный нажим или слабый нажим.
Задание № 2. Копирование букв и цифр.
Процедура проведения: предлагается скопировать буквы и цифры:
Б В Г Е З И К Р С Ч Ь Э Я 2 3 4 5 6 7 9
Инструкция: «Срисуй все буквы и цифры, написанные на моём листе. Свой лист не поворачивай».
Параметры оценки (для каждой руки):
1.   Устойчивость программы.
«2» - в соответствии с намеченной структурой;
«1» - происходят отклонения от намеченной структуры;
«0» - структура не выдержана.
2.   Контроль собственной деятельности.
«2» - отсутствие ошибок, нуждающихся в исправлении (пропусков деталей и т.д.),
«1» - наличие подобных ошибок и самостоятельное их исправление по указанию исследователя;
«0» - отсутствие самокоррекции даже после указания на ошибки исследователем.
3.   Метрические характеристики.
«2» - полностью выдержан размер и пропорции;
«1» - размер несколько увеличен или уменьшен, изменены пропорции некоторых элементов;
«0» - размер  сильно изменён, не соответствует образцу, пропорции не выдержаны.
4.   Скорость выполнения.
«2» - умеренная;
«1» - низкая, за предложенное время выполняет больше половины задания;
«0» - низкая, за предоставленное время выполняет меньше половины задания.
5.   Сила нажима.
«2» - нажим нормальной (средней) силы;
«1» - усиленный нажим или слабый нажим.
 
Уровни: высокий 20 баллов (узор 10, буквы и цифры 10), средний 10 баллов (а – 5, б - 5), низкий – 2 – 5 баллов, несформированность – 0 баллов.
 
 
Серия IV.
Обследование самостоятельного рисования.
Задание. Рисунок « Снеговик».
Процедура проведения: на чистом листе нелинованной бумаги формата А4 предложено нарисовать снеговика. Используется простой карандаш. На рисунок выделяется  2-3 минуты. Задание выполняется сначала одной, другой рукой.
Инструкция: «Нарисуй снеговика». Параметры  оценки (для каждой руки):
  1. Метрические характеристики.
«2» - полностью выдержан размер и сохранены пропорции;
«1» - размер несколько увеличен или уменьшен, не соблюдаются пропорции некоторых деталей;
«0» - размер  сильно изменён, не соответствует образцу, не соблюдены пропорции.
  1. Топические (локальные) характеристики.
«2» - все детали сохранены, их расположение не нарушено;
«1» - пропуски отдельных элементов при сохранности целостного образа, некоторые элементы изолированы, сдвинуты относительно друг друга;
«0» - пропуски элементов рисунка, нет целостного образа, не соблюдаются пространственные характеристики изображении, зеркальность, реверсии.
  1. Стратегия выполнения.
«2» - последовательная (целостная или пофрагментная) стратегия, где вначале намечается структура (опорные элементы), которая потом последовательно заполняется деталями;
«1» - непоследовательная стратегия, при которой копирование второстепенных деталей предшествует копированию опорных элементов;
«0» -  хаотичная стратегия, при которой трудно выделить определенную последовательность копирования и испытуемый «кидается» от одной части изображения к другой без четкого плана.
  1. Скорость выполнения.
«2» - умеренная;
«1» - низкая, за предложенное время выполняет больше половины задания;
«0» - низкая, за предоставленное время выполняет меньше половины задания.
      5. Сила нажима.
           «2» - нажим нормальной (средней) силы;
           «1» - усиленный нажим или слабый нажим.
 
 
Уровни: высокий 10 баллов, средний 5 баллов, низкий – 1 – 3 балла, несформированность – 0 баллов.
 
 
Итого: высокий уровень 62 балла, средний – 31 балл, низкий – 6 – 17 баллов, несформированность – 0.

Диагностика графомоторных навыков в процессе письма под диктовку (букв, слогов, слов, текста) и списывание
В процессе исследования использовались следующие методики: «Изучение особенностей графомоторных навыков в процессе списывания текста»,«Изучение особенностей графомоторных навыков в процессе письма под диктовку» (букв, слогов, слов, текста).
Для обработки данных диагностики были разработаны критерии оценки графомоторных навыков учеников (от высокого до  низкого уровня).
Методика «Изучение особенностей графомоторных навыков в процессе списывания текста».
Цель: изучить состояние графомоторных навыков в процессе списывания текста из учебника; оценка состояния зрительного восприятия.
Выполнение: Ученикам предлагался текст.
Текст для списывания.                       Клён.
У дома рос клён. На ветки клёна сели птицы. Это галки. Серёжа дал им крошки хлеба и зёрна.
Методика «Изучение особенностей графомоторных навыков в процессе письма под диктовку»
Цель: изучить состояние графомоторных навыков в процессе письма под диктовку; оценка состояния слухового восприятия.
Выполнение: Ученикам диктовался текст, который выбирался с учетом принципа доступности. Ученики воспроизводили его в тетради.
Текст диктанта.Кот.
У Миши жил кот. Звали кота Рыжик. Хвост у Рыжика пушистый. Мальчик часто играл с котом. Они были друзья.
Данные диагностических процедур оформляются в протоколы, проводится качественный и количественный анализ результатов исследования.
Параметры оценки.         
  Письмо под диктовку букв, слогов, слов, текста; списывание текста
1. Правильность выполнения
10 баллов – без ошибок                                          5  – не более 5 ошибок (учитывая специфические)                                           1 – более 6 ошибок
2. Ошибки написания букв
3 балла- буквы написаны верно                                 2 балла – повтор ранее написанных букв, трудности переключения при выполнении задания
1 – неверное изображение букв ( неточность и неадекватность воспроизведение графического образа буквы)
3. Зрительно-пространственные трудности
 - нахождение начала строки                                          - 2 балла – находит                                                  1 – не находит строчку
- удержание строки при письме                          - 2 балла – справился                                                          1 – не справился
 - колебание высоты букв в строке                                -2 балла – справился                                                               1 – не справился
- колебание наклона букв в строке                                -2 балла – справился                                                           1 – не справился
- зеркальность                                                                   - 2 балла – отсутствует                                                       1 – присутствует
4. Тенденция к макро- или микрографии (уменьшает или увеличивает буквы по отношению к строке)
 2 балла – нет искажений                                       1 – искажения от начала строки, к концу строки или по всей строке
5. Присутствие гипо- и гипертонуса                              -2 балла – отсутствует                                                        1 – присутствует
 
Итого: высокий уровень – 27 баллов, средний – 18 – 23 балла, низкий – 10 – 17.
 
Формирование графических навыков у первоклассников
 
  1.  владение инструментом письма;
  2.  соблюдение правильного положения тетради и продвиже­ние ее при письме;
  3.  соблюдение правильной позы, посадки при письме;
  4.  движение руки вдоль строки во время письма.
Приемы письма:
1) умение сравнивать образец с результатом письма;
2) приемы перевода звука в письменную букву и печатной буквы в письменную;
3) приемы написания букв (начало, куда вести перо, поворот, соединения);
4) приемы соединений букв (без отрыва, с отрывом, сверху, снизу и так далее);
5) приемы сопоставления букв по высоте - соблюдение оди­наковой высоты   букв на строке;
6) письмо букв между линиями строки и на линии;
7)начало письма; заполнение строки;
 8) приемы правильного наклонного письма.
Сознательное усвоение особенно необходимо на том этапе, когда навык еще совершенствуется, не стал автоматическим. Знание правил при письме помогает учащимся улучшить свое письмо. Правила при письме должны формулироваться очень кратко, и их должно быть немного. Каждый учащийся должен усвоить эти правила и применять их на практике.
В I классе вводятся сначала правила, касающиеся посадки, положения тетради, затем уже правила, непосредственно свя­занные с процессом письма:
1) буквы в словах надо писать с одинаковым наклоном;
2) необходимо писать буквы в словах на одинаковом рас­стоянии друг от друга;
3) писать надо красиво.
Дети должны научиться видеть специфику формы каждой буквы: размер, ширину, пропорции элементов букв, округлость, форму поворота, петли и др.
На начальном этапе формирования навыка основными критериями действительности могут быть не скорость и качество, а наличие прогресса, продвижения, улучшения показателей.
Показателями (критериями) графического навыка являются:
1) графическая грамотность
2) каллиграфическая четкость и устойчивость  начертания букв и их соединений;
3) связанность (безотрывность)
Для того, чтобы умения стали автоматизированными навыками необходимо выполнение всех показателей графического навыка.
Графическая грамотность как один из показателей сформированности навыка письма проявляется в том, допускает ли ученик ошибки, возникающие в процессе перекодировки звуковой формы слова в графическую и при непосредственном воспроизведении ее на бумаге.
Графические ошибки – это пропуски, перестановки и разнообразные замены букв, соответствующих фонемам, сходным по акустической, артикуляционной характеристике, или изменение формы, размера, пространственного положения и количества элементов в буквенном знаке.
К причинам возникновения графических ошибок следует отнести, во-первых, недоразвитие у детей звуковой стороны языка, то есть фонематического слуха и культуры звукопроизношения, во-вторых, несовершенство зрительного восприятия и двигательного воспроизведения на бумаге буквенных знаков и их компонентов, соответствующих определенному смысловому значению.
Проанализировав рабочие тетради всего класса, можно сделать вывод, что наибольшее количество ошибок учащиеся допускают при нижнем соединении букв, не соблюдают наклон при письме, искажают формы букв, также наблюдается несоблюдение гигиенических правил при письме. 

Назад